Дилерам китайских автомобилей грозят массовые закрытия в России

Дилерам китайских автомобилей грозят массовые закрытия в России

30.01.2025 0 Автор Олег

В 2024 году количество закрытий салонов китайских автомобильных брендов в России вырастет в 2,4 раза до 449. Такие данные приводят аналитики «Газпромбанк Автолизинг» и «АвтоБизнесРевю». Во многих случаях дилеры сами не смогли получить прибыль и разорвали контракты. В некоторых случаях дилеры настаивали на этом.

При этом ежегодное количество открываемых в РФ автосалонов китайских брендов сократилось почти в 1,5 раза до 964 точек в год.

Директор по развитию «Бакра 2.0» Александр Загорулько рассказал «Коммерсанту-Кубань», что именно слабые автопроизводители не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. Он пояснил, что с рынка уходят в основном слабые производители из-за отсутствия конкуренции, и в этом нет никакой политической подоплеки. 

На любом рынке всегда закрывались нерентабельные и убыточные бизнесы, а открывались более перспективные и конкурентоспособные. Сейчас 100 % дилеров иностранных автомобилей находятся в Китае. После активной экспансии новых китайских брендов в Россию, так как другие импортные автопроизводители ушли.

Другими словами, рынок «оседает» вокруг нескольких крупных брендов (групп компаний) из Китая, в то время как многие бренды уходят с рынка, не выдержав конкуренции и новых вызовов (таких как курс рубля, повышение утилизационного сбора, рост процентных ставок ЦБ). Если привести цифры продаж этих закрытых автосалонов, то можно увидеть, что на них приходится менее 1-2 % от общего объема продаж. Ситуация в Краснодарском крае схожа с общероссийской тенденцией. Сильные бренды продолжают открывать дилерские центры, частично вытесняя более слабые. Проблема здесь не в том, что они имеют китайское происхождение.

В свое время в России были закрыты дилерские центры Honda, Ford, Citroen, Opel и Chevrolet. Они просто не выдерживали конкуренции. Haval, Tank, Geely, Chery, Changan, Omoda, Jaecoo, Belgee. Также перспективными являются Gac, Jetour и Jac, которые показывают хорошую динамику продаж в 2024 году. В настоящее время доля китайских автомобилей на российском рынке превышает 58%.

Гибридные автомобили марки LiXian официально в стране не продаются, но к концу 2024 года удалось реализовать более 23 000 достаточно дорогих машин, ввезенных по параллельному импорту. Бренды, которые не решат вопрос локализации производства, окажутся в очень сложной ситуации из-за растущих заградительных пошлин. Кроме того, с российскими автомобилями конкурируют китайские бренды.

Что касается марки Lada, то конкуренция с ней минимальна, поскольку Lada работает в основном в сегменте седанов средней и низкой ценовой категории. Что касается российских брендов, таких как «Москвич», Xcite и Solaris, то здесь конкуренция несколько выше, поскольку они находятся в том же высоком ценовом диапазоне. Стоит отметить, что закрытие дилерского центра не означает, что марка уйдет из России. Автовладельцы имеют право обратиться к другому дилеру или напрямую к импортеру, если он продолжает работать в стране.

фото ВОНавто