Журнал «За рулем» назвал стоимость автомобилей времен СССР

Журнал «За рулем» назвал стоимость автомобилей времен СССР

02.02.2025 0 Автор Олег

Михаил Колодочкин, эксперт журнала «За рулем», рассказал о стоимости жизни автомобилистов в СССР и ценах на машины в то время. В СССР владение автомобилем было не только символом престижа, но и серьезным испытанием для владельца. Автомобиль считался скорее роскошью, чем средством передвижения, и требовал значительных затрат как денег, так и времени.

Цены на автомобили: дорогие и недоступные. Купить автомобиль в СССР было непросто: в 1970-1980-е годы цена новой легковушки колебалась от 5 000 до 12 000 рублей.

Примеры цен на автомобили в 1980-е годы:

«Запорожец» (ЗАЗ-968) — 5 000 рублей,

«Москвич-2140» — 7 500 рублей,

«Жигули» (ВАЗ-2101) — 9 000 рублей,

ГАЗ-24 «Волга» — 10 000 рублей и т.д.

Официально закупки осуществлялись через систему госзаказов и профсоюзных очередей. Иногда ждать приходилось годами и даже десятилетиями. Многие покупали машины с рук, но поскольку автомобили были чрезвычайно ликвидным товаром, цены на вторичном рынке часто были выше, чем в магазинах.

Топливо: дешевое, но ограниченное. Цены на бензин в СССР оставались доступными, но его дефицит становился серьезной проблемой: в 1960-е годы литр бензина стоил 6 копеек, в 1980-е — около 40 копеек за литр (на зарплату в 150 рублей можно было купить около 375 литров).

Однако даже при низкой стоимости топлива очереди на заправках были обычным явлением, особенно в периоды его нехватки. Водителям приходилось стоять в очередях или искать «знакомую» заправку. Сервис и запчасти: дефицит и самодельные решения.

Автосервисы в СССР существовали, но качество обслуживания оставалось неудовлетворительным. Многие водители ремонтировали свои машины самостоятельно, но доступ к запчастям был очень затруднен. Больше всего автовладельцы ценили так называемые авторынки, где можно было купить редкие детали и найти мастеров по ремонту.

В СССР не было обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автомобилей. Однако владельцы автомобилей ежегодно платили транспортный налог в размере от 10 до 100 рублей в зависимости от мощности двигателя. Для оформления документов на автомобиль необходимо было пройти техосмотр (что само по себе было непростым испытанием), получить номерной знак и техпаспорт в ГАИ, а в случае продажи автомобиля — перерегистрировать его через государственные органы.

Парковочные места были большой проблемой, особенно в крупных городах. Автовладельцы часто ставили свои машины во дворах или искали гараж. Плата за гараж в ГСК (гаражно-строительном кооперативе) составляла от 500 до 3 000 рублей, что было немалой суммой. Многие водители строили гаражи самостоятельно или ставили машины под открытым небом, но это создавало проблемы в зимнее время и повышало риск угона.

Таким образом, владение автомобилем в СССР было не только дорогим, но и сложным процессом. Помимо высоких цен на кузов и проблем при покупке, автомобилисты сталкивались с нехваткой запчастей, очередями на заправках и отсутствием регулярного сервиса. Несмотря на эти трудности, автомобиль оставался символом статуса и давал определенные привилегии своим владельцам.

фото ВОНавто