«Коммерсантъ»: дилеры могут начинать заранее накручивать цены на автомобили
13.09.2024Об истории и функционировании утилизационного сбора газете Коммерсантъ рассказал генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.
— Первая версия утилизационного сбора появилась в 2009 году. Как изменилась функция этого налога с течением времени?
«Аналог утильсбора появился, когда в России прекратились продажи автомобилей и нужно было оживить авторынок. Если вы сдавали свой старый автомобиль и платили утилизационный сбор, то получали сертификат на 50 000 рублей на покупку нового автомобиля российского производства. В то время было построено несколько заводов по утилизации автомобилей». — сказал эксперт.
Когда в 2012 году Россия вступила в ВТО, она пообещала снизить тарифы на импортные автомобили. Затем было решено ввести утилизационный налог только на иномарки, чтобы сдержать импорт. Это привело к спору на уровне ВТО, и налог на утиль был введен и для российских автомобилей. В то же время российским заводам начали возвращать часть уплаченных пошлин в зависимости от степени локализации.
К 2022 году рынок должен был насытиться, появился параллельный импорт, увеличилось предложение, а некоторые игроки начали использовать схемы для максимизации своей прибыли. Например, растаможка автомобилей в странах ЕАЭС, где тарифы дешевле. Тогда в дело снова вступили регулирующие органы. В настоящее время для ввоза таких автомобилей в Российскую Федерацию необходимо заплатить дополнительный сбор.
В настоящее время налог на утитльсбор используется как мера регулирования импорта и формирования структуры российского рынка. В отличие от таможенных пошлин, размер этого сбора при необходимости можно очень быстро изменить.
— Насколько тот факт, что повышение налога на утиль рассчитано до 2030 года, облегчает ведение бизнеса для участников рынка? Не будет ли каждый раз перед индексацией ажиотажного спроса, за которым последует обвал?
«Дистрибьюторы и дилеры могут постепенно «наручивать» цены заранее, готовясь к очередному повышению тарифов. Например, в августе и сентябре снижение цен касалось в основном автомобилей, имеющихся на складе. Пересмотр цен не является одномоментным процессом. Если одна сторона поднимет цену на 150 000 рублей, а другая — сразу на 300 000 рублей, у нее не будет возможности продать автомобиль». — отметил Удалов.
В таких случаях постепенное повышение цены, объявленное заранее, является более правильным шагом, чем обычная стратегия, когда все держится в секрете и внезапно объявляется о том, что уже было решено. Это способ остановить рынок. Если периоды повышенного спроса сменяются периодами пониженного спроса, общая ситуация на рынке, включая покупателей, становится относительно стабильной и предсказуемой.
— Ранее сообщилось, что первое повышение утильсбора может быть отложено до 2025 года. Если это произойдет, думаете ли вы, что нынешний ажиотажный спрос остынет?
«Нет, он только затянется. Обычно в России, если власти говорят, что ничего не будет, люди им не верят». — заключил эксперт.
фото ВОНавто