Минтранс определил ответственного при ДТП с беспилотными авто
05.02.2024Министерство транспорта РФ подготовило законопроект о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС) и представило его на заседании рабочей группы по безопасности дорожного движения.
Новая версия документа определяет, кто несет ответственность в случае аварии с беспилотным автомобилем, и позволит транспортным средствам передвигаться по российским дорогам без пассажира уже в 2025 году.
С законопроектом ознакомился Коммерсантъ. В нем предлагается, что в большинстве дорожно-транспортных происшествий ответчиком будет выступать владелец беспилотного автомобиля. При этом владелец получает возможность назвать халатность производителя устройства, диспетчера, управляющего им, и дилера, предоставляющего услуги по техническому обслуживанию.
Кроме того, дорожно-транспортные происшествия с участием таких автомобилей не будут регистрироваться в отсутствие сотрудников ГИБДД, а страховым службам будет разрешено запрашивать данные из «черного ящика» у владельца беспилотного автомобиля, сообщает газета.
Беспилотные пассажирские автомобили тестируются на российских дорогах с 2018 года, но до сих пор они были обязаны иметь на водительском месте инженера-испытателя. В то же время правительство РФ планирует разрешить беспилотное движение таких автомобилей по общим трассам, но для этого необходимо специальное законодательство, которое сейчас разрабатывает Минтранс.
Проект министерства предусматривает, что автомобили должны быть оснащены «бортовым устройством регистрации событий» и системой активации режима минимального риска. В то же время каждый беспилотник должен быть зарегистрирован в ГИБДД и проходить регулярное техническое обслуживание.
В то же время им запрещено ездить по дорогам, по которым перевозятся опасные грузы. Им разрешено ездить только по автомагистралям, где есть так называемый цифровой двойник (план и карта дорог с сопутствующими данными о состоянии дорог, погодных условиях, авариях и т. д.), которые в режиме реального времени получает бортовой компьютер.
Эксплуатация ВАТС запрещена, если не установлена последняя версия программного обеспечения. Ответственность за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортных происшествий, несет в первую очередь владелец ВАТС, если он не может доказать свою невиновность. В частности, на халатность производителя оборудования можно указать, если авария произошла из-за особенностей конструкции.
Также может быть виноват диспетчер, в обязанности которого входит удаленный контроль состояния автомобиля и отключение автопилота. В то же время дилер будет нести ответственность за ошибки в обслуживании. Некоторые эксперты считают, что законодательство фактически означает «презумпцию виновности» для владельцев автомобилей с автопилотом. Это может, во-первых, оттолкнуть предпринимателей от предложения услуг на основе ВАТС.
Во-вторых, дилеры могли бы установить максимально строгие процедуры технического обслуживания автомобилей, чтобы свести к минимуму вероятность случайного осуждения. Министерство транспорта пока не прокомментировало предложенный законопроект.
фото ВОНавто