«Ъ»: в России вырос спрос на долгосрочную аренду авто на 25%
12.11.2024В связи с ростом стоимости покупки и содержания личного автомобиля все большее число россиян прибегают к долгосрочной аренде машин. Сейчас почти 25% водителей арендуют автомобиль, тогда как в прошлом году таких было всего 18%. Растущий спрос на прокат и совместное использование автомобилей может привлечь внимание регуляторов к этому сектору, пишет Коммерсантъ.
По данным опроса 2500 респондентов, проведенного компанией TopCar, доля россиян с водительскими правами, арендующих автомобиль более чем на сутки, к ноябрю 2024 года достигнет 25%. В среднем пользователи арендуют автомобиль на два-три дня, при этом большинство (64%) используют его для экскурсионных поездок, 15% — для работы или деловых встреч, 10% — для разнообразия и 8% — для улучшения имиджа.
Игроки на рынке совместного использования автомобилей также подтверждают эту тенденцию. Например, сервис «Делимобиль» отмечает 50-процентный рост использования автомобилей, арендованных более чем на сутки, в период с января по сентябрь 2024 года. В Санкт-Петербурге рост составил 10%, а в других городах — 5%, отметили в «Ситидрайв». Чтобы удовлетворить потребности клиентов, компании по совместному использованию автомобилей ввели новые тарифные планы для более длительных поездок. Например, BelkaCar теперь предлагает аренду на три дня в Москве и Санкт-Петербурге, на несколько часов или на день в Сочи и Калининграде.
Основная причина растущего интереса к прокату автомобилей — высокая стоимость покупки и содержания личного транспорта. Около 35% респондентов заявили, что им пришлось отказаться от планов по покупке автомобиля из-за дороговизны машин. По данным экспертов, с начала 2022 года стоимость новых автомобилей выросла на 50-60%. Кроме того, дорожает и техническое обслуживание, включая запасные части, причем рост цен на импортные детали в некоторых случаях превышает два раза.
Тенденция отказа от частного транспорта особенно ярко выражена среди жителей Москвы. Около 15% жителей Москвы отказались от личных автомобилей из-за пробок и высокой стоимости парковки и пользуются общественным транспортом или совместным использованием автомобилей.
По данным Департамента транспорта Москвы, в январе-ноябре 2023 года по дорогам Москвы ежедневно проезжало около 2,84 млн автомобилей, что на 4% меньше, чем в предыдущем году, и на 230 000 меньше, чем в 2019 году.
Рост спроса привел и к росту оборота компаний, предоставляющих услуги аренды автомобилей: по данным Росстата, в январе-сентябре 2024 года оборот рынка аренды и проката легковых автомобилей, включая совместное использование автомобилей, увеличился на 25% по сравнению с предыдущим годом и составил 56,6 млрд рублей. По оценкам TopCar, к концу 2024 года объем рынка этого сегмента достигнет 70 млрд рублей, что станет рекордным показателем для рынка.
Стремительный рост популярности аренды автомобилей может привлечь внимание регуляторов. По словам Ильи Зотова, президента Общероссийского объединения пассажиров, арендованные автомобили могут использоваться не только для личных нужд, но и, например, в качестве такси. Он также отмечает, что аварийность арендованных автомобилей выше, чем частных, что может потребовать усиления контроля за безопасностью таких поездок.
фото ВОНавто