Эксперты журнала «За рулем»назвали характеристики двигателя-миллионника
06.06.2025Эксперты журнала За рулем, Михаил Колодочкин и Алексей Ревин, объяснили, почему исчезли двигатели, рассчитанные на миллион километров без капремонта.
По мнению специалистов, при детальном изучении вопроса всплывает много подводных камней. Прежде всего, выясняется, что концепция «двигателя-миллионника» во многом является мифом, навеянным ностальгией по прошлому. На самом деле, таких моторов было не так уж и много.
Эксперты считают, что секрет долговечного мотора кроется в простоте его конструкции. Для достижения высокой надежности не требуется сложных технических решений.
С точки зрения конструктивных параметров, оптимальный объем должен быть в пределах от 2 до 3 литров, а количество цилиндров — от 4 до 6. При этом турбонаддув не рекомендуется, поскольку он усложняет архитектуру ДВС и увеличивает нагрузку на его компоненты. Мощность должна быть умеренной, а степень сжатия – не слишком высокой. Чугунный блок цилиндров обеспечивает необходимую прочность и стабильность геометрии цилиндров на протяжении длительного времени.
Поршни с увеличенной площадью юбки и прочными поршневыми кольцами гарантируют долговечность коренных и шатунных подшипников, а также снижают давление на стенки цилиндров. Толстые кольца обладают высокой эластичностью и устойчивостью к образованию нагара.
В приводе ГРМ желательно отказаться от использования ремня. В качестве примера Колодочкин и Ревин привели опыт автомобилей Mercedes в кузовах W123 и W124, где на моторах M102 использовалась двухрядная цепь значительных размеров. Благодаря прочности и простоте конструкции, моторы могли проехать до 1,5 млн километров.
Наличие гидрокомпенсаторов также обеспечивает долгий срок службы двигателя, избавляя от необходимости регулировки клапанов, что положительно сказывается на его ресурсе. Кроме того, необходимы надежные системы питания и зажигания, предотвращающие детонацию и другие виды нештатного сгорания топлива. Система охлаждения должна быть достаточного объема, с мощным и габаритным радиатором.
фото ВОНавто