Эксперты спрогнозировали уход из России китайских марок из-за роста утильсбора
01.10.2024С 1 октября 2024 года выросла ставка утильсбора на иномарки в среднем на 70-85%. В дальнейшем будет проводиться индексация на 10-20 % с 1 января каждого последующего года. Дилеры, опрошенные Российской газетой, рассказали, какие модели и марки автомобилей могут уйти из России.
Максим Рязанов, технический директор автомобильного маркетплейса Fresh Максим Рязанов предупредил, что повышение утилизационного сбора негативно скажется на стоимости автомобилей с двигателями объемом более 3 литров. В этом случае утилизационный сбор может составить от 2 до 2,5 миллионов рублей.
Такие двигатели устанавливаются в основном на модели, ввозимые в Россию по параллельному импорту, такие как Hyundai Palisade, Kia Carnival, Jeep Grand Cherokee, BMW X5 и Mercedes-Benz GLS, что делает их поставку нерентабельной для дилеров. Это особенно важно, учитывая, что автомобили, ввозимые из третьих стран, и так относительно дороги из-за дополнительных расходов на логистику и оформление необходимых документов, пояснил эксперт.
Он также предполагает, что с российского рынка могут уйти маловостребованные китайские бренды, такие как Livan и FAW, продажи которых в первой половине 2023 года составили 1700 и 3441 автомобиль соответственно, несмотря на их относительно доступные цены.
Дальнейшее повышение цен на эти автомобили в связи с увеличением ставки утильсбора может полностью уничтожить спрос и сделать импорт нерентабельным. Однако это не повод для беспокойства, поскольку в настоящее время около 40% китайского экспорта автомобилей предназначено для России. Даже если одни бренды уйдут с рынка, их место займут другие, подчеркивает Рязанов.
Между тем, руководитель направления по работе с автопроизводителями ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша уверена, что они не уйдут с рынка только из-за повышения утилизационного сбора. Люди хотят купить автомобили, но вынуждены откладывать покупки.
По ее мнению, раньше разница в 50 000-100 000 рублей влияла на выбор автомобиля, а теперь разница в 200 000 рублей не так важна для покупателей. Рынок изменится после повышения ставки утильсбора, но потребители приспособятся к новым условиям. Вопрос выбора будет заключаться в том, что можно купить за определенную сумму денег. Однако автомобили останутся необходимостью как для граждан, так и для бизнеса.
Байбароша отметила, что уйти с рынка могут только те производители, которые и так едва выживают. К таким брендам относятся Kaiyi, Forthing, Haima и Skywell.
Ренат Тюктеев, заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон», считает, что делать прогнозы о будущем рынка в ближайшие полгода преждевременно. На будущее конкретного бренда влияет сразу несколько факторов, включая финансовую стабильность, способность поддерживать конкурентоспособные цены, состояние дилерской сети и долгосрочные планы китайских компаний относительно бизнеса в России.
Александр Ковалев, руководитель пресс-службы «Экспокар», также указывает на риск ухода нескольких брендов с российского рынка. К таким маркам относятся Hyma, Ottin и Venucia, которые в январе-августе этого года продали в общей сложности чуть более 100 автомобилей. При таких низких показателях Ковалев делает вывод, что их дальнейшее присутствие на рынке уже находится под вопросом, а повышение налога на утилизацию автомобилей только усилит давление на эти компании.
фото ВОНавто